Применение таких техник способствует формированию знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детям предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, так как нетрадиционные техники рисования позволяют избежать копирования, предлагаемого им образца. Таким образом, нетрадиционная техника рисования привлекает внимание детей, заставляет удивляться проделанной работе. У детей развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.
Способы нетрадиционного рисования
Существует великое множество техник нетрадиционного рисования.
Рисование пальчиком,Рисование ладошкой,Рисование поролоновым тампоном,Печать листьями,Рисование методом тычка (палочкой),
Рисование крошками цветных карандашей,Кляксография,Раздувание краски,Монотипия (отражение),Рисование свечой,Проступающий рисунок,Копирование,Рисование по сырому листу бумаги.
Вот несколько техник на примере:
Рисование крошками цветных карандашей
Маленьким детям трудно закрасить большой предмет цветными карандашами. Ребенок еще не может как следует нажимать на карандаш, у него не получается штриховать без просветов и т. д. А при рисовании красками – все растекается и сливается. Но можно попробовать закрашивать контурный рисунок крошками цветных карандашей.
Ход работы.
Чтобы раскрасить, например, солнце, ребенок (или взрослый) насыпает внутри контура желтые крошки и растираем их пальчиком в разных направлениях так, чтобы солнце стало желтым. Следим, чтобы крошки не рассыпались за границы рисунка.Варианты работ. Таким методом хорошо тонировать фон и закрашивать большие участки, а также изображать пушистые или легкие предметы (снег, облако, цыпленок). Можно использовать для растирания ватный тампон.
Раздувание краски
Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
Пример рисунка в технике раздувания краски:
Кисточкой рисуем ствол дерева коричневого цвета.Над стволом дерева наносим кистью большую каплю яркого цвета (желтую, красную, оранжевую, зеленую), разведенную водой. Если развести сильно, то "ножки" при раздувании будут толстые, если гуще - тонкие и аккуратные.Помещаем в центр капли трубочку и начинаем раздувать в разные стороны, поворачивая лист.
Рядом с первым нанести пятно другого цвета и раздуть его. При этом ножки соседних пятен могут пересекаться и сливаться. Из нескольких пятен изображаем округлую крону дерева. Таким же образом можно выполнить 2-3 дерева.В дополнение к композиции нарисовать этим же методом ежиков. Пятно черного цвета раздуть в верхней его части. Кистью дорисовать мордочки и лапки. Поверх иголок листик, грибок или яблочко.Можно дорисовать солнышко и облака.
Проступающий рисунок
Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Пример рисунка «Праздничный салют над городом»:
В нижней части рисунка нарисовать восковыми мелками невысокие дома или только крыши. Раскрасить их. Хорошо нажимайте на восковый мелок, чтобы след был четким и ярким.На оставшейся части листа нарисовать разноцветные прямые линии пучки салюта, а так же можно в виде кругов, и т. д. На концах лучей нарисовать огоньки в виде звездочек, кружочков, снежинок.Покрыть готовую композицию черной акварелью (фиолетовой, темно-синей).
Копия
"Угольная копия" - это совсем непонятное определение для техники рисования, но совсем простой метод копирования и знакомый всем детям. Сами вспомните, как вы клали под лист бумаги рельефный рисунок (например, монету) и простым карандашом чёркали, прорисовывая каждый орнамент.Этот метод копирования очень любят все дети, это интересный и лёгкий вид рисования, ведь просто чёркаешь, и вскоре получается рисунок. Можно рисовать и карандашами, и восковыми мелками. Детям нравится рисовать больше мелками, так как след от них ярче, чем от карандаша.
Рисование по сырому листу бумаги
Мокрый лист позволяет краске самой растекаться и смешиваться, образуя новые цвета и причудливые сочетания.Материал: лист бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы.
1.Широкой кистью нанесем на лист бумаги много воды.
2.Ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться.
3.Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов.
4.Можно придумать с ребенком название работе.
Варианты работ. Можно нарисовать дождливую осень, салют, ковер из осенних листьев, морские дали, небосвод и т. д. С детьми 5-6 лет можно попробовать нарисовать зверя из множества пятен. На мокрый лист бумаги поставить много маленьких расползающихся клякс (на произвольном расстоянии друг от друга), а затем тушью (при помощи палочки) обведите контуры воображаемого животного. Кляксы будут имитировать шерсть животного.
Уважаемые родители дайте детям самим создавать рисунки тем, чем они хотят пробками, пластиковыми трубочками и т.д.
Наша задача - помочь детям открыть дверь в самый удивительный мир – волшебный мир детского творчества!
Дерзайте, фантазируйте вместе с детьми!
|