В настоящее время во всех дошкольных учреждениях широко применяется учебные пособия «LEGO» (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. Наборы «LEGO» имеют детали различных форм и размеров, что позволяет с легкостью их дифференцировать и создавать тематические композиции, развивать зрительное восприятие. С помощью игры с конструктором «LEGO» дети не только учатся, но и расслабляются. Учебные пособия «LEGO» выполняют следующие основные функции в процессе их применения:
Образовательную функцию
Способствуют появлению новых знаний;
Стабилизируют способности и навыки, полученные на занятиях по другим предметам;
Дополняют запас знаний и навыков специальными знаниями и сведениями, которые могут пригодиться в будущей профессии;
Стимулируют фантазию, творческую инициативу;
Способствуют значительному улучшению мелкой моторики и ловкости;
Улучшают способность самостоятельных умозаключений.
Объединяющую функцию
Способствуют закреплению в памяти материальных образов;
Помогают укреплению принципов дисциплины и порядка;
Приближают образ функционирования общества и его отдельных систем.
Социализирующую функцию
Положительно влияют на социальный климат в детском коллективе;
Обогащают социальные связи;
Способствуют развитию самостоятельности личности;
Формируют уважение к способностям других;
Развивают чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Использование пособий «LEGO» - это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия: как правило, дети работают в группе (обсуждается и учитывается мнение каждого ребенка). В ходе совместной работы коренным образом улучшается общение не только между детьми, но и между взрослыми и детьми (особенно в проектной деятельности). У многих детей в хорошем смысле слова меняется самосознание. С помощью наборов «LEGO» лучше проявляются элементы творчества, в группе происходит смена лидеров. А это очень важно не только для обучения, но и для формирования социального и эмоционального климата в группе. Процесс обучения происходит с помощью «малых сюжетов окружающего мира», тематически разделенных на следующие группы:
Человек
Семья (три поколения)
Люди мира
Город (транспорт, коммунальные службы, строительство)
Мой дом, мой двор
Жизнь на ферме
Дикие животные
Домашние животные
Театр
Конструкторами «LEGO» можно разделить на следующие фазы: Знакомство и контакт с конструкторами «LEGO-DACTA». Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые им представляют. Формулировка задачи, например: мой дом; моя комната; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности. Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе. Сами задают себе темы, выполняют задания, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний. Представление результатов работы. Детям предоставляется возможность для демонстрации своих работ. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку, пополняет его базу знаний. Есть возможность сохранить работы и продемонстрировать другим детям. В процессе работы происходит знакомство с деталями конструктора: цвет, форма, название и назначение. Конечно, сначала все модели и конструкции собирает преподаватель. Постепенно, после того, как буквально ощупаны и рассмотрены со всех сторон собранные модели, определено, какая деталь для чего нужна и куда приделывается, дети приступают к созданию собственных моделей в меру своих возможностей. Необходимо отметить, что «LEGO» - материал используется широко разными специалистами: педагогами, логопедом, психологом. Обучение с применением игровых пособий позволяет повысить интерес детей. Важным считается факт, что конструктор рассчитан на большие группы детей, благодаря чему они, «вынуждены» играть вместе, общаться, помогать друг другу, радоваться успехам других. Дети получают общие впечатления, что укрепляет чувства «коллективизма». Для педагогической работы в условиях дошкольного учреждения - это не только хорошее пособие для учебно-воспитательного процесса, но неоценимое средство диагностики: в благоприятной атмосфере, во время полной отдачи игре, дети «рассказывают о себе даже то, что не хотят». Во время игры возникает исключительная возможность наблюдать за их речевыми проявлениями и словарным запасом, уровнем знаний, за развитием двигательных рефлексов, технического видения и мышления, черт характера, волевых качеств, типом семейной среды и воспитания. Благодаря применению конструктора «LEGO» появилась возможность эффективно моделировать и если надо, корректировать все эти качества. Дети очень любят заниматься LEGO-конструированием.
|