Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Формирование любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
"Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и т.д.), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана программа эстетического развития младших школьников «Я расту, я развиваюсь». Основой в программе эстетического воспитания является искусство: музыка, изобразительное искусство, театр.
Идея концепции эстетического развития - формирование творчески активной личности ребенка, способного воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.
Цель эстетического развития – создание среды для формирование гармоничной личности, всесторонне развитого человека, образованного, прогрессивного, высоконравственного, обладающего умением трудиться, желанием творить, понимающего красоту жизни и красоту искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создание процесса целенаправленного воздействия на личность, средствами искусства;
- формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
- формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
- развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного;
- всестороннее развитие всех дарований и способностей личности;
- формирование нравственности человека, расширение его познания о мире, обществе и природе;
- развитие мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности;
- создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений;
- формирование чувственно-эмоционального опыта;
- развитие способности эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления;
- формирование эстетического сознания: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки, эстетического чувства, эстетической потребности и эстетического суждения.
- определение направления развития индивидуальных особенностей ребенка.
Основная идея эстетического развития - формирование человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Программа эстетического развития, используя для своих целей художественное воспитание, формирует человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Эстетического развития младших школьников складывается из системы:
занятий дополнительного образования, мониторинга и личностного роста учащихся, использования компетентностно-ориентированного подхода
к воспитанию, работы с родителями учащихся.
Содержание программы.
«Изобразительное искусство» - приобщение к основам изобразительного искусства овладение навыками работы с различными материалами и в различной технике, развитие мелкой моторики рук, развитие пространственного воображения и фантазии.
Эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
|